"Не продаётся вдохновенье, но можно рукопись продать!"... - эти слова иллюстрируют частую проблему начинающих блоггеров, попросту говоря - о чём писать, где взять темы?
После 8 дня Школы, на котором тренер Алексей Пономарёв по полочкам разложил всю писательскую кухню, технические вопросы нас больше не напрягают. Но всегда остаётся актуальным вопрос творческий. Какую тему ни возьми, в интернете всегда найдётся десяток-другой тысяч документов, где это уже было, причём практически теми же словами, которые только что пришли на ум. И наоборот. Любая своя оригинальная идея всегда найдёт множество последователей, которые с радостью пустят её в топку своего вдохновения.
Так что же, тупик? Нисколько.
Производителей товаров волнует вовсе не то, что этих товаров выпускается в мире в три раза больше, чем нужно. Их волнует, чтобы именно их товар нашёл свою дорогу к потребителю.
Вот и нам надо, чтобы наш товар - наши мысли - нашли дорогу к читателю. Никто же не виноват, что наши мысли пришли в чью-то голову раньше, в той или иной форме.
Рерайтинг — создание уникального текста (...) путем перефразирования уже существующей новости, статьи или любого иного текстового источника (Википедия). Изначально применялся для того, чтобы имеющийся материал сделать более доступным или интересным для широкого круга читателей. Сейчас, очевидно, вместе с этим применяется для насыщения сайтов и блогов уникальным (для поисковиков) контентом и для заработка. Что тоже неплохо.
В то же время воровать по-прежнему нехорошо и необходимо уважать интеллектуальный труд, как других людей, так и свой собственный. Прямое копирование (копипасты) материалов и их фрагментов недопустимо. Выгод мало и они скоротечны, неприятностей больше и они продолжительны. Начиная от падения рейтинга в поисковиках, продолжая коллизиями на правовом фронте и... Не будем больше об этом, потому что к нам это не относится, верно?
А теперь важная и полезная информация в занимательной форме о том, как всё-таки правильно использовать материалы, защищённые авторскими правами. Короткий тест с ситуациями, близкими к реальным, и правильные варианты действий, для самопроверки:
1. Считается ли материал, размещённый в Интернете, объектом авторского права?
1) да;
2) только при условии, что в течении года будет опубликован в печати;
3) нет.
2. Что надо указывать при цитировании статьи с какого-нибудь сайта?
1) имя автора;
2) название статьи и сайта;
3) адрес сайта, с которого взята статья;
4) имя автора, название статьи и адрес сайта.
3. Вы пишете учебное пособие. Можно ли использовать для него статьи из разных журналов и газет на общественные темы, с указанием источников и Ф.И.О. авторов?
1) нет;
2) да, с согласия правообладателей;
3) да, никого не спрашивая.
4. В каких случаях Вы законно используете фото из коллекции какого-нибудь сайта для иллюстрации своей статьи?
1) в любом случае, т. к. публикация фото в сети уже означает согласие автора на её свободное использование;
2) если фото опубликованы на сайте с согласия их авторов;
3) если тема фото соответствует теме Вашей статьи;
4) если такое использование прямо разрешено правилами сайта;
5) если соблюдены условия 2 и 4.
5. Как правильно разместить у себя на сайте (блоге) напечатанную где-то раньше статью?
1) просто берём и размещаем;
2) указываем имя автора и источник, где было напечатано;
3) с разрешения издателя, где было напечатано;
4) с ведома автора и с выплатой ему авторского вознаграждения.
Ответы:
1. Правильный ответ - 1. Факт печати роли не играет. Автор вправе использовать на своём материале знак охраны авторского права - значок "©", имя и год первой публикации.
2. Правильный ответ - 4. Имя и название статьи нужно для соблюдения прав автора, а источник (сайт) - для соблюдения прав владельца сайта. Указание только одного правообладателя нарушает права другого.
3. Правильный ответ - 3. Не забывайте только указывать источники.
4. Правильно - 5. Можно использовать правомерно опубликованные фото (2) с разрешения правообладателя (4).
5. Правильно - 3. Нужно разрешение автора или правообладателя (издателя). НО! Если издание было на общественные темы, по текущим социальным, экономическим, политическим, спортивным, религиозным и пр. вопросам, тогда согласие автора не нужно, а только указание имени и источника (см. вопрос 3).
На самом деле нюансов гораздо больше, но выполнение приведённых правил на 98% гарантирует отсутствие правовых претензий.
Более глубоко изучить тему и получить помощь в правовых вопросах можно здесь:
http://copyright.ru/
http://copyrighter.ru/
http://www.russianlaw.net/
Всем успехов, плодотворной работы и оригинальных, востребованных статей!
При подготовке использованы идеи программы дополнительной профессиональной подготовки Intel "Обучение для будущего", 2008 г.
Оказалось полезным? Поделись с друзьями!
ПРивет , Евгений. Поддерживаю твою точку зрения и во многом соглашаюсь. Тестик занимательный.
ОтветитьУдалитьУвлечен твоим желанием и действиям писать на блоге. Правильно действуешь!
Из командной почтовой рассылки хотелось бы конкретики.
Евгений. Я тоже за то,чтобы рерайтить потихоньку. Все мы ходим по интернету и потихоньку набираемся мыслями друг у друга.И если согласны с автором, то это и есть схожесть мыслей на расстояние. Так что написать о том же самом, но другими словами. Мне кажется, что сам бог велел.
ОтветитьУдалитьЕвгений, тема актуальна. Хорошо что вы коснулись ее. Спасибо также за ссылки на полезные источники.
ОтветитьУдалитьВаш блог цветет и развивается не по дням, а по часам, что очень радует. С удовольствием читаю ваши заметки.
Успеха!
Спасибо, друзья. Ваша заслуга в востребованности блога тоже очень велика!
ОтветитьУдалитьСпасибо. Давно меня это интересовало.
ОтветитьУдалитьПривет, Евгений! Вы, как всегда, верны себе: в нужное время и в нужном месте! Как только начинаешь искать какую-то информацию - она уже у вас есть! Спасибо!!!
ОтветитьУдалитьЕвгений, очень интересный тест. Рерайт неизбежен, особенно на первых порах. На чём же ещё учиться и набираться опыта? До копирайта добраться непросто. Ваши советы помогут избежать правовых неприятностей.Спасибо.
ОтветитьУдалить