Предлагаю вам, уважаемые друзья, ознакомиться со второй частью статьи.
ArtField-2008. Хроники фестиваля взглядом НЕсценера. Часть 2.
Фестиваль
Утро радует нас ясной, солнечной погодой. Около 10 часов утра, слегка поплутав на серебристом «Лэндровере» в районе Петровского сквера, мы подъезжаем к Дому молодёжи и выгружаемся. На дверях здания нас встречает красочный рекламный проспект фестиваля ArtField и программа его работы, рассчитанная до 19 часов. В актовом зале, на месте проведения фестиваля, идут последние приготовления. Андрей Тиньков с компьютером расположился у сцены. Там же, рядом – видеопроектор с большим экраном. Над сценой висит растяжка с рекламой одного из спонсоров фестиваля. На старинном, широком, подоконнике разложены буклеты, брошюры, диски с чип-музыкой. Вскоре будут доставлены футболки с логотипом «ArtField». Все эти сувениры можно купить и увезти с собой на память о фестивале. Здесь же вижу Владимира Булчукея, занятого подзарядкой фотокамеры. Видимо, приехал с московским поездом. Не уверен, что Владимир меня узнал. Четыре года тому назад у меня была немного другая причёска. Московские Пентагоны и АТМ без лишних слов занимают своё законное место рядом с машинами из «Sinclair Club’а».
Больше половины доступных площадей занимает выставка ретро-компьютеров. И почти все они – действующие! Самый древний «компьютер» - арифмометр «Феликс». Я помню времена, когда эти трещаще-звякающие устройства были ходовым инструментом у бухгалтеров, постепенно вытесняясь счётными машинками с оранжевыми газоразрядными индикаторами. Ещё одна сенсация – блок дисководов для 8-дюймовых дискет и парочка самих дискет к ним. С этими дискетами охотно фотографируются все желающие.
Достойно представлены программируемые калькуляторы – МК-61, МК-52 с кодово-символьным языком программирования, и МК-85 и МК-90 со встроенным Бейсиком и экранами на ЖКИ, уже гордо именующие себя микрокомпьютерами. МК-52 у меня тоже лежит где-то дома в рабочем состоянии, вместе с собственноручно написанной для него игрой.
Игровые приставки представлены классической Dendy, а также Kenzo в бескорпусном виде, - очевидно для того, чтобы можно было лучше рассмотреть её устройство. А заодно и поиграть, погонявшись на мотоцикле по трассе, - экспонат вполне рабочий.
У ноутбуков тоже, оказывается, есть своя длинная история. Очень необычно выглядят машины под управлением DOS, с дисплеями на ЖК, оставляя впечатление какой-то игрушечности. В этой весовой категории жемчужина коллекции – Apple RoverBook Duo 250 с настоящим, живым трекболом, - тоже действующий.
А вот и родная «бэкашка» - БК-0010-01, ещё 7-8 лет тому назад бывшая основной техникой в кружках нашей СЮТ. Вспоминаю несколько графических операторов, и с трудом продравшись сквозь частокол синтаксических ошибок, набрасываю программку, выводящую на экран прихотливый цветной орнамент в стиле Густава Климта. Эстафету у меня перехватывают одни из первых гостей фестиваля. У них получается гораздо лучше – цветноволосая и очень оптимистичная рожица весело подмигивает нам с экрана монитора на протяжении ещё очень долгого времени.
Вижу раритетную персоналку Apple Macintosh с системным блоком, объединённым в одном корпусе с монитором.
Ещё здесь настоящий Atari с кучей дискет к нему и ещё две или три машины, названий которых моя память не сохранила.
И, конечно же, гордость воронежского Синклер-клуба – самый настоящий, фирменный Sinclair ZX-Spectrum с двумя также фирменными игровыми компакт-кассетами. Не могу удержаться – нажимаю на кнопки. Удобный, мягкий ход, чёткая фиксация. С похожим корпусом и дизайном у нас выпускался Sinclair-подобный компьютер, по-моему, «Квант». Но там кнопки прожимать надо было с помощью молотка…
Техника подключена и работает. На каждой машине – табличка с названием модели и основными тактико-техническими характеристиками. На некоторых синклерах загружены игры: Dizzy, Fire and Ice, другие программы. «Суперпентагон» вполголоса проигрывает MP-3 треки с флэш-карты формата SD. Начало фестиваля с некоторой задержкой объявляется со сцены, и праздник начинается официально.
Подтягиваются люди. Появляется съёмочная группа с серьёзной аппаратурой и с надписью «Вести» на микрофоне. Энергичная женщина берёт интервью у организаторов и гостей фестиваля. Люди охотно общаются, делятся своими мнениями. Ещё одна съёмочная группа, комсомольско-молодёжного возраста и вида, довольно быстро от своих профессиональных занятий перемещается в кресла перед синклеровскими мониторами и начинает спасать Диззи из лабиринта. Алексей даёт пояснения людям, интересующимся его действующей разработкой. В зале находятся бывшие активные синклеристы Воронежа, кто-то даже с ребёнком. Лично никого из них я не знаю, просто помню визуально по прошлому посещению. Некоторых привела сюда ностальгия по старым, добрым временам, а кто-то участвует в жюри, оценивая работы, присланные на конкурсы фестиваля.
Параллельно с этим действом на большом экране происходит много чего интересного. Профессионально сделанный документальный фильм рассказывает об истории возникновения и развития демо-фестивалей в России. Показываются лучшие демо-работы с фестивалей Enlight и Chaos Constructions прошлых лет. Самым забойным видеоматериалом становится эксклюзивный фильм о мировой истории культовой игры Tetris, включающий интервью со всеми основными участниками, отражающие их точку зрения на непростые, а порой и вовсе драматичные события тех лет. Также сильное впечатление оставляет фильм об истории братьев-близнецов Твинс, создателей игрового сериала Dizzy и законодателей жанра аркадных адвентюр, - истории о том, как настойчивость и упорный труд делают мечту реальностью. В перерывах между показами фильмов играет чип-музыка. Звук очень хороший, восьмибитная дискретность не режет слух.
Марина Черных регистрирует желающих попробовать свои силы в состязании по игре North Star (Gremlin Graphics, 1988). Вообще-то, аркадные игры такого типа никогда меня особо не интересовали, но сегодня, для поддержки мероприятия, я тоже сажусь за клавиатуру. Великая сила человеческого воображения с головой окунает меня в виртуальную реальность, растворяя скромную графику в упорном желании победить несметные полчища инопланетных чужаков. Шесть минут первого тура пролетают, как один миг. В кресла усаживается следующая группа состязателей. Успокаивая учащённое сердцебиение, я останавливаюсь у входа в зал, где на двери закреплён большой лист ватмана под лозунгом «Оставь свой след в истории фестиваля». Читаем: «Пасибо за предоставленную возможность окунуться в мир первых Настоящих компьютеров!», «Спасибо вам за столь интересную выставку!!! Я много увидел нового!!!!», «Я тут в третий раз», «Мега выставка! Так держать!», «Ретро это круто. Пасиб!». Вот она – обратная связь.
Тем временем, москвичи, не теряя времени и удобно расположившись с ноутбуками в хорошо освещённой части зала, продолжают работы над своими проектами, прерванными дорогой.
В какой-то момент оказывается, что зал порядком пустеет. Ведь времени с начала мероприятия проходит немало и люди, кроме зрелищ, хотят ещё и хлеба. Таким образом, «голосуют ногами» за антракт. Во время этого вынужденного перерыва я дохожу до Дворца пионеров на Площади детей, приклеиваю у входа ещё один рекламный проспект фестиваля ArtField и возвращаюсь обратно, перекусив по дороге шоколадным батончиком. Чем в это время питаются организаторы фестиваля – не знаю. Возможно, Святым Духом.
Второй тур игрового конкурса собирает немало болельщиков из числа выбывших по итогам первого тура. Накал страстей в течение восьми минут нешуточный. Но вот, звучит команда ведущего «Стоп!» и можно немного расслабиться. Один из главных конкурсов фестиваля состоялся.
0 коммент.:
Отправить комментарий
А какое Ваше мнение по этому поводу?